Прекрасное далеко
Будущее уже наступило. Технологии, о которых мечтали наши предшественники, стали реальностью, и теперь писателей-фантастов вдохновляет современная наука. Поразмышляем на эту тему.

Мы больше не думаем, что на этом свете есть что-то невозможное. «Наука идет впереди научной фантастики», – говорит Нил Гершенфельд, руководитель междисциплинарного Центра битов и атомов при Массачусетском технологическом институте. Здесь ученые работают над созданием компьютеров, которые можно наносить на поверхности, как краску, чипов из вязких жидкостей и даже складных электроскутеров, добавляющих новую нотку в симфонию современных концепций мобильности.
Многое из того, что мы воспринимаем как данность, впервые появилось на страницах книг и в кино. Например, путешествие в космос было описано Жюлем Верном, коммуникатор, напоминающий смартфон, появился в научно-фантастическом сериале «Стар Трек», а геостационарные спутниковые системы связи упоминались в работах Артура Кларка. С появлением машинного обучения, клонированных овец и такого глобального явления, как интернет, мы уже давно пишем свою фантастическую историю в нашей повседневной жизни. Идеи о будущем все чаще воплощаются в реальность благодаря науке и инженерному делу.
Уильям Шатнер, более известный как капитан Кирк, говорит об этом в своей книге: I’m Working on That: A Trek From Science Fiction to Science Fact («Работаю над этим: путь от научной фантастики к научному факту»). К примеру, телепортация уже давно будоражит умы. Но в рамках сложного эксперимента в 1997 году группе ученых под руководством австрийского физика Антона Цайлингера впервые удалось телепортировать фотоны. Затем, в 2004-м, две команды из Инсбрукского университета и Национального института стандартов и технологий в Колорадо смогли осуществить квантовую телепортацию квантового состояния атома. Другими словами, им удалось телепортировать материю. Занимательно, что именно австриец, уроженец страны, славящейся неспешным образом жизни, разработал способ перемещения в пространстве практически на скорости света, не сходя при этом с места.
Специалист в области инженерии знаний Александр Манковски отвечает в концерне Daimler AG за исследование перспективных направлений. Его работа – превращать технологические утопии в реальность. «В конечном итоге мы все живем в будущем», – утверждает он. Помимо идей, которым только предстоит воплотиться в жизнь («Где мой джетпак?» – смеется он), и концепций, еще далеких до совершенства (видеочаты, технология магнитной левитации, искусственный интеллект), его особенно вдохновляют идеи и проекты, уже близкие к воплощению в реальность: например, автономное вождение.
Телефотофон прямиком из 1928 года
В последнее время именно окружающая реальность становится источником вдохновения для футуристических замыслов. Писатели-фантасты черпают вдохновение из работ ученых, а на тех, в свою очередь, повлиял сериал «Стар Трек» и прочая научно-фантастическая литература. То, что раньше казалось лишь смелой идеей, например, связь между мозгом и компьютером, становится повседневной реальностью.
Так, еще в 2004 году Управление по контролю за продуктами и лекарствами США одобрило первые клинические испытания, где парализованному человеку вживили мозговой имплантат в виде нейрокомпьютерного интерфейса под названием BrainGate. Его поместили на участке коры головного мозга, ответственном за движение, чтобы с его помощью связать нейроны с компьютером через оптоволоконный кабель, идущий от черепа. Технология BrainGate позволяет пользователю контролировать компьютер или роботизированную руку с помощью мысли. Одна японская компания уже работает над моделью поезда, которым можно управлять силой мысли.

Британский поэт Уильям Уилсон ввел в обращение термин «научная фантастика» в 1851 году. В том же году Жюль Верн опубликовал короткий рассказ «Драма в Лифляндии» о путешествии на воздушном шаре. В это время новые виды транспорта все чаще становились объектом пристального внимания поклонников научно-фантастической литературы. Иллюстрации в газетах и коллекционные карточки в сигаретных пачках изображали мир будущего – 100 лет спустя. Там были автобусы-дирижабли, летающие автомобили, паркующиеся на крышах небоскребов, сложные транспортные потоки в мегаполисах, технологии магнитной левитации и инновационные формы связи, такие как беспроводная передача изображений.
В 1928 году журнал Berliner Illustrierte Zeitung опубликовал статью под названием Wunder, die unsere Kinder vielleicht noch erleben werden («Чудеса, которые, возможно, увидят наши дети»), которая и сегодня звучит почти так же правдоподобно. «Вот уже несколько месяцев в лабораторных условиях возможно передавать изображения в реальном времени – это называется “радиотелевидение”. При помощи беспроводного устройства, которое называется “телефотофон”, всего через несколько лет мы определенно сможем одновременно и увидеть, и услышать нашего собеседника. Будет и портативная модель, с помощью которой мы продолжим разговор, находясь в пути или на прогулке».
Создание такого устройства – смартфона, управляемого жестами и голосовыми командами, только подтверждает, как быстро происходит трансформация в цифровом мире. Во многих случаях идеи прошлого не только сбылись, но и превзошли наши ожидания. Изменился весь процесс трансформации. Раньше обычный распорядок вещей сменялся новым, который затем устанавливался на долгое время в качестве статус-кво. Теперь же идет постоянный процесс обновлений и изменений.
Существует ключевое различие междунаучной фантастикой и утопией, и оно связано с идеалистичностью и невозможностью достичь цели. Научная фантастика имеет дело с вопросами технологии, в то время как утопия касается общественного устройства и вопросов социологии. Утопию можно сравнить с традиционной морской навигацией по звездам. Это все равно что ориентироваться по Полярной звезде – получается, только если она далеко. Если подойти слишком близко, то ориентироваться уже невозможно. Но людям нужны утопии.
Технологии всегда завораживали. Культуролог Льюис Мамфорд проводит аналогию между древнеегипетской мумией и астронавтом на космическом корабле: в обоих случаях требуются огромные усилия, чтобы отправить их в путешествие за грань известного. С другой стороны, со временем мы понимаем бесперспективность некоторых идей. В то время как компактные роботы, такие как марсоход Curiosity (на английском «любопытство»), позволяют нам исследовать космическое пространство, пилотируемые космические полеты оказались невероятно дорогими, неэффективными и опасными – равно как и ядерные технологии, которые, как когда-то наивно полагали, могли помочь решить проблемы с энергией во всем мире. В своей работе 1955 года Ein neues technisches Zeitalter bricht an («На заре новой технологической эпохи») профессор Роберт Хавеманн пишет: «Атомные станции позволят городам обойтись без задымленных, закопченных каминов». Говоря об этом, он заключает, что «атомную станцию можно построить даже в центре города».
Сегодня на окраинах городов все чаще размещаются центры обработки данных – площадки для обмена и торговли в цифровом мире. Из трех ключевых технологий, которые мы вынесли из XX века и с которыми вошли в новое тысячелетие – космические ракеты, атомные станции и интернет, – только интернет по-прежнему остается глобальным двигателем прогресса. Во многом Всемирная паутина демократизирует космические путешествия, ведь раньше шанс отправиться в такое приключение выпадал лишь горстке избранных. С появлением интернета мы можем дотянуться до любого уголка Вселенной. Все мы – пилоты и пассажиры космического корабля, идущего в цифровое пространство.
Глобальная сеть станет волшебным миром

Сейчас глобальная сеть переживает значительные изменения, чтобы справиться с требованиями автономного вождения. В будущем датчики, приводы и электромоторы в «интернете вещей» станут обычным явлением и превратят интернет в неотъемлемую часть окружающей среды. Он станет машиной, которая не только окажется способной мгновенно обрабатывать большие объемы данных, но и превратится в настоящую «магию», словно из детских книг. Глобальная сеть станет волшебным миром. Утопическим миром, полным новых впечатлений, где желания высказываются и сбываются в ту же секунду, без промедления.
Концепт-кар Mercedes-Benz F015 визуально и акустически обменивается данными окружающим миром. В то же время такие кооперационные возможности автономных автомобилей будущего позволят нам сохранить контроль над ними. Поскольку только мы способны понимать эти взаимосвязанные машины.